web page development software

Трасса наклонного лифта L-Tec outdoorlift на пляж

Проектирование наклонного лифта с изменяемыми углами наклона и поворота трассы для спуска по скале от бутик-отеле Castello Mare Hotel & Wellness Resort на пляж

Постройка
2016 г.
Грузия, Аджарский район, 6100 Кобулети,
поселок Цихисдзири, бутик-отель Castello Mare Hotel & Wellness Resort
Производство лифта L-Tec outdoorlift, Германия
Заказчик: Karapi LTD ( ООО «Карапи») 
Конструктор: Гиви Хомерики
Архитектор: Лев Нодельман
Инженеры L-Tec outdoorlift: Daniel Laidig, Bernd Falk, Christian Leicht
Топограф: Гия Чигогидзе

"Пятизвездочный бутик-отель на скале у моря должен иметь удобные для постояльцев пути на морской пляж", - это условие технического задания было обозначено с самого начала проектирования бутик-отеля Castello Mare Hotel & Wellness Resort . Очевидно, что самым логичным "средством доставки" могли стать лифты или фуникулеры, устроенные на боковых склонах рядом с комплексом. Иосиф Николаевич Орджоникидзе, ставший идейным вдохновителем и соавтором многих уникальных идей для бутик-отеля Castello Mare Hotel & Wellness Resort предложил решение - использовать наклонные лифты. Они были чем-то средним между полноценным фуникулером и вертикальным лифтом. С их помощью путь на пляж должен был стать увлекательным аттракционом. 

Я мало что знал о наклонных лифтах. В основном, что это небольшие кабинки или платформы на 3-4 человека, установленные на рельсы и имеющие тросовый привод. По этому принципу и был построен лифт для виллы "Афродита". Второй лифт должен был разместиться со стороны открытой площадки верхнего сада с панорамой на Батуми. Но второй наклонный лифт из верхнего сада никак не укладывался в прямолинейную схему и всё больше походил на авантюрную затею с риском превысить заложенный бюджет в несколько раз! На его пути был ранее существовавший спуск на пляж.

Mobirise

Прямой линии не получалось из-за выступающих бугров на склоне и выходящего на пляж горного ручейка. Надо было выходить траекторией лифта на край склона, что усложняло строительство.

Вместе с Иосифом Николаевичем и инженером-конструктором Гиви Хомерики мы искали разные варианты решений. Был вариант крутой короткой вертикальной наклонной линии с контрфорса подпорной стены (на фото), или с почти 45 градусным наклоном, но все они после проработок и расчетов были отвергнуты.  

Черное море во время шторма могло разрушить нижнюю остановку лифта, если бы она находилась на пляже. Мы приняли решение поднять её на старый волнорез под железной дорогой, с которого можно было бы спуститься по лестнице на морскую гальку. 

Решение могло быть в применении необычного наклонного лифта. Он должен был уметь поворачивать и менять угол наклона, иметь собственный привод! А его трасса была бы пространственной кривой линией. Идея казалась фантастической, потому что ни один известный нам наклонный лифт так не умел делать! То угол наклона был слишком большим, то длина троса не позволяла применить приемлемый по мощности привод, то устройство поворотов удорожало и усложняло всю схему для обслуживания. Намечался тупик, выход из которого всё-таки нашелся.

О существовании молодой компании L-Tec outdoorlift я не знал. В один из вечеров, когда решение проблемы мне казалось почти невозможным, в своем письме Иосиф Николаевич прислал мне видео о разработке новой схемы наклонного лифта, которая обладала всеми этими "фишками". Надо было разобраться в его возможностях.

Видео было очень впечатляющим! Трасса наклонного лифта точно повторяла контуры на земле и могла менять угол поворота и наклона как американские горки. Здесь был разработан и применем хитроумный привод внутри кабины, позволяющих двигаться "по бусам и зубчатым рейкам" без всяких тросов. Добавлен контроль горизонта для кабины. Получилось уникальное транспортное средство, способное двигаться по нашему рельефу! 

Офис компании L-Tec outdoorlift находился в Германии, недалеко от Аугсбурга. Я написал письмо и через некоторое время получил ответ с подробным описанием технологии и предложением построить нашу трассу.

Mobirise

Ответ мне написал Берндт Фальк. Мы начали обсуждать детали проекта. Улыбка на этом фото его визитная карточка! Я и Берндт впервые встретились на строительной площадке в Грузии и мы сразу нашли с ним общий язык и остаемся друзьями и по сей день. Мы вместе с ним и Гиви осмотрели участок. Берндт лихо протопал с нами весь склон, и получив всю вводную информацию и согласовав контракт, передал проект в L-Tec outdoorlift.

Одним из важных решений трассы стала идея переноса трассы на часть тропинки старого спуска к морю. Через неделю мы увидели результат работы инженеров L-tec. На чертеже была та самая линия, которая позволяла и повернуть и одновременно опуститься вниз! Но трассу пришлось несколько раз видоизменять. Чертежи переходили от нас к инженерам L-Tec и обратно не менее 10 раз. Мы оптимизировали линию таким образом, чтобы уложиться в предельно допустимые углы и отрезки рельсов, избегая удорожания или строительства сложных опор и стыковочных узлов. Как и любая другая, технология наклонных лифтов L-Tec тоже имеет свои ограничения. Но все мы были очень рады продвижению, однако возникли новые проблемы и сложности:

  • Как теперь можно попасть на пляж без лифта? И где спуститься к морю пешком? Этим путем должны были пользоваться не только постояльцы отеля, но и жители домов из поселка. 
  • По предварительной схеме, на месте пересечения трассы и старого пешеходного спуска требовалось построить настоящий мост из трёх опор, которые поднимали бы трассу на высоту почти 3 метров. А если лифт остановиться в этом месте, как его пассажирам спуститься на землю?
  • Нижняя остановка перекрывала выход на существующую лестницу на пляж. Как же спуститься на гальку с волнореза?

Эти задачи уже не относились к проектированию L-tec и их предстояло решать нам. Мы стали обсуждать варианты и в один из "мозговых штурмов" родилась идея проложить новый путь на пляж, использовав широкую полосу вдоль железной дороги и восстановив большую часть старой лестницы и достроив небольшой её участок с пандусами до волнореза! Внизу придумали обход нижней остановки новыми лестницами. Когда весь "пазл" наконец-то сложился, нам осталось лишь проверить и буквально самим протоптать новый путь на пляж!

После всех согласований с L-tec возник вопрос, - как проверить, разметить и не ошибиться при строительстве опор. Они должны были иметь погрешность по высоте не более 50мм, а по линии трассы не более 150мм. При длине трассы в 89 метров, на сложном рельефе, где часть склона покрыта травой и буграми угадать это было почти невозможно, нужна была точность. Здесь пригодился многолетний опыт Гиви Хомерики и проведенная работа топографа Гии Чигогидзе. Опоры строились вручную. Было необходимо провести несколько этапов топографической съемки и корректировки точек опор, пока они не стали соответствовать истинной трассе проекта. По месту были спроектированы и построены остановки и новые лестницы.

После производства в Германии, и волнений от длительного ожидания доставки, начался монтаж трассы. И спустя две недели трасса была смонтирована. После того как установили кабину и провели первые испытания, всем нам очень не терпелось прокатиться на лифте! Я заснял первый рейс наклонного лифта с пассажирами на борту. Кабина была ещё не расчехлена от транспортировочной пленки, а крышу кабины установили только пару часов назад. Но было по-настоящему здорово!

Эти фотографии сделаны спустя 1 месяц после установки наклонного лифта. Закончили установку ограждения и отделку остановок, поставили ограждения вдоль трассы. Началось лето и на склоне "зажили" и покрылись травой следы строительства опор лифта и новых лестниц. Удивительным образом получилось очень логичное завершение комплекса со стороны Батуми.

Сооружение трассы наклонного лифта только на первый взгляд кажется простым. Такой необычный по всех отношениях транспорт оказался единственным решением для проекта бутик-отеля. "Аттракцион", как его сам окрестил Иосиф Николаевич Орджоникидзе, получился и функциональным и удобным! А мне он принес большую пользу и опыт работы на сложном рельефе. С господином Фальком мы часто общаемся и его заразительная улыбка теперь есть и у меня...

"Нужно чаще улыбаться"...

Архитектор Лев Нодельман

Поделиться!


Контакты: Москва, Россия
Email: levnodelman@gmail.com, Skype: leonodelman, т. +7 (916) 758-2948
© Copyright 2017 Nodelman.ru - All Rights Reserved