web software

Творческий тандем

Архитектор и заказчик - слагаемые успеха. Как работать над проектом вместе с заказчиком и вовлечь его в творческий процесс. 

текст Лев Нодельман
02.12.2017

Говорить о заказчиках, коллегах и смежниках, выводить какие-то формулы успеха у архитекторов и дизайнеров как-то не принято. Одно неосторожное высказывание, и все на вас смотрят как на манипулятора и хитреца, вызывающего недоверие, потому что это табу!

Мы нарушим стереотип. Творческие тандемы существуют и чаще они создаются между коллегами по цеху, будь то наука, искусство или спорт. Такая экзотика, как творческий тандем между заказчиком и исполнителем распространилась именно в архитектуре, но встречается всё реже. 

Это вполне понятно, потому что условия бывают неравные. Один нанимает и оплачивает, и надеется, что кто-то за деньги сможет воплотить мечту в материале. Другой выполняет его желания по-своему, и воплощает мечты иначе, пытаясь ещё и привнести в это немалую долю самовыражения, своих профессиональных умений, личных ощущений и чувств. Что далеко не всегда совпадает с представлениями первого.

Но если это происходит в творческом тандеме, в уважении и взаимопонимании, то оставляет довольными и тех и других, а конечный результат претендует на то, чтобы считаться если не шедевром, то как минимум, прекрасным образцом.

Это непростая дорога с двухсторонним движением, и наша попытка адресована всем его участникам. 

ТАНДЕМ (от английского tandem - это расположение цугом, гуськом, т.е друг за другом). Толковый словарь дает множество значений "Тандему", но выделим всего два:

  1. "это двухместный двухколесный велосипед с двойной сблокированной передачей". Запомним это... 
  2. "в переносном смысле, - о двух спортсменах, следующих на дистанции или по результатам друг за другом, а также о двух лицах, объединенных общим делом, действующих сообща (например, творческий тандем)". 

Теперь осталось распределить роли.
Когда мы размышляли о творческом тандеме, то пришла очевидная идея.
Пусть буквально тем велосипедом-тандемом будет сам процесс архитектурного проектирования. А передвигаться на нем будут два "спортсмена" - заказчик и архитектор. Конечной целью станет - создание уникального и интересного объекта.
Тогда давайте вместе немного "покатаемся" и порассуждаем над этой моделью.  

1. В начале пути.

Вы заказчик, и мечта должна обрести материальность?! Делать ошибки Вы не привыкли и нанимаете профессионала. Верите в то, что один раз составленное ТЗ полностью воплотит фантастические образы? Признаемся честно, что в 1 случае из 10 это обязательно произойдет, но "природе надо помочь!" Давайте наблюдать как это будет делать архитектор, и решим для себя, стоит ли участвовать в этом самим, или продолжим играть "в угадайку" и тратить нервы, силы, терять время и деньги из-за нежелания принять участие в увлекательном путешествии, в которое отправляются ради Вас...

Mobirise

И вот, архитектор стал счастливым обладателем заключенного контракта на проектирование, закрыл все формальности и получил аванс. Далекая цель пока туманна, но кажется что можно домчатся в один миг. У него есть два "велосипеда" - обычный и тандем. На чем поедем?

Если выберем простой традиционный "велосипед", то он одноместный. "Ну да, а кто ещё должен добраться до финиша?!", - думает он, - "Все красоты пути увижу сам: и "озеро", и "лес" и "высокую траву", "и зарю, и закат". Ведь "одноместные варианты" наиболее распространены.

Полный рюкзак загружен, - поехали! Первые километры даются легко, но вас и его начинают беспокоить смутные сомнения относительно верности выбранного пути. Такое часто бывает, знакомо, не так ли?

Уже на багажник подсели попутчики - смежники. "Ничего-ооо, я трениро-ооованный, сдю-ююжим", - говорит он, и тащит всё это в очередную горку. А они, сидя на багажнике с рюкзаком, незаметно таскают из него "печеньки" и довольно чмокая едут к общей цели. На середине пути вы узнаете, что двигались вы слишком быстро, да ещё и не туда!

Вспоминая все самые подходящие для этого слова, буквально к утру возвращаетесь к старту, чтобы исправить путевой лист - ваше исходное ТЗ, - и такое часто бывает. Конечно можно было бы продолжить путь, ведь всё уже решено и подписано! Но прийти архитектору на финиш и не найти там заказчика с "золотом" и "букетом победителю", который уже сместился на 180 градусов по азимуту, очень даже реально! 

В момент, когда архитектор выбрал путь только для себя на привычном "одноместном" процессе, то на какое-то время потерял обратную связь с заказчиком! Конечно, можно и нужно останавливаться каждые "100 метров" и отправлять "фотки" и ждать ответные "лайки", но тогда дорога оказалась бы слишком долгой и длинной!
Вздыхая откладываем одноместного "друга" и пристально смотрим на "тандем"

2. Вот он, наш красавец!

Что с ним можно делать? Да все тоже самое, что и с одноместным, но с кучей преимуществ. И вот что тут увидит архитектор.

  1. "Ехать" одному на тандеме лишь чуточку сложнее, чем на одноместном. Потому что придется тратить больше сил и времени на объяснение особенностей и деталей проекта. Но когда нет напарника движение все равно продолжается. 
  2. Вместе с заказчиком Вы приедете к цели с более точными координатами, потому что "ориентироваться на местности" вдвоем намного удобнее. Часто верный путь знает только он. Второе место в тандеме на "пит-стопах" может занимать не только заказчик, но и кто-то ещё, например коллега или смежник. Оказывается они тоже могут очень даже охотно крутить педали творческого тандема "в горку" если пустить их на короткое время за руль и дать сделать 2-3 поворота на длинном пути до общей цели.
  3. Когда вы устали "рулить", то всегда можно пересесть назад и не теряя времени и сохраняя контроль над скоростью, передать управление заказчику или смежнику, чтобы остановиться или наоборот ускориться. Или вообще, - сложить ножки иксиком и просто наслаждаться поездкой пока напарник управляет и "крутит педали" сам! 

Механизм вроде бы ясен полностью. Ух-ты! Значит берем тандем однозначно!
Но оказалось, что у нашего "тандема" есть и минимум четыре недостатка. 

  1. Ваш главный напарник-заказчик не любит путешествий, тем более крутить педали. И лучше он подождет Вас на финише. 
  2. Заказчик согласится на путешествие при одном условии - он будет ехать впереди и сам управлять, а педали крутить вам. ;-)
  3. Заказчику настолько понравится само путешествие, что конечная цель будет находится в точке на горизонте, а горизонт всегда состоит из множества точек достичь которых не всегда возможно.
  4. В ходе поездки ваше место может занять другой напарник заказчика а вы сойдете где-нибудь на полпути. ;-(

Да уж! И чтобы не проявились такие недостатки творческого тандема попробуем "покататься" чуть подольше. Итак, в путь...

3Как пригласить "напарника" к увлекательному путешествию. 

Второе место пока свободно. Если Вы выбрали для себя этот путь, то надо научиться искусству компромисса и взаимоуважения. Это не означает подхалимство или соглашательство, и то что можно "открывать двери ногой". Есть и принципиальные вопросы, от которых зависит качество будущего архитектурного произведения. Никто кроме архитектора не может точно знать: с чем можно соглашаться, а какое решение абсолютно неприемлемо! И ещё, Вам придется почувствовать и понять предпочтения, вкусы и интересы, и даже привычный распорядок дня, чтобы пригласить заказчика к участию в творческом тандеме.

Mobirise

Прежде всего, надо показать что Вы выбрали "поездку" на тандеме. Сейчас в глазах заказчика архитектор - это героический водолаз в бронированном скафандре с маленьким окошком для лица, который собрался нырнуть в марианскую впадину за уникальной жемчужиной. Надо показать, что жемчужина всё-таки не так глубоко, скафандр не нужен, а нужно умение искать в песке на берегу! Но до берега надо доехать на тандеме и поискать её вместе. Конечно, мы слишком увлеклись этой аллегорией и непозволительно всё утрируем, но по сути аналогии те же.    

Предложение поучаствовать или посоветоваться в решении одного из принципиальных вопросов проекта - это первый шаг на этом пути. Вы не должны демонстрировать, что не знаете ответа, но чаще всего так и есть! :-) Надо предложить варианты и показать, что точка зрения заказчика имеет определяющее значение, - и это тоже правда! И чем более интересными и открытыми будут Ваши обсуждения, тем желание составить Вам компанию на это путешествие будет сильнее. Почувствовать себя автором инвестиций может любой заказчик, а соавтором и творцом конечного продукта, - нет! Это верно, даже если Вы или он уверяете в том, что это не так. А для чего тогда нужны Вы? Очень просто, - Вы уже ездили по этим дорогам и находили жемчужины в песке. Рассказ об одном из таких "путешествий" со счастливым концом в Вашем портфолио - это ещё один снятый блок в "берлинской стене" между "напарниками". А раз Вы знаете примерный маршрут, то место впереди тандема пока Ваше.

4Договариваемся о правилах. 

И вот случилось то редкое чудо - в творческом тандеме двое напарников архитектор и заказчик. На начальном участке пути самое главное договориться о правилах. Когда крутить педали, как поворачивать, как остановиться, как скорректировать "маршрут". И где можно сойти на время. 

Давайте по порядку.

  • "Крутить педали" - это больше задача архитектора. Трудно себе представить, что заказчик будет за вас делать эскизы, чертить и выпускать проект, вести авторский надзор, или выполнять "рабочку".
  • Однако, его вклад в приведение тандема в движение будет совсем в другом. В том, что и является основой словосочетания "творческий тандем" - то есть в сотворчестве. В совместных идеях, в подборе аналогов, в создании тех важнейших деталей, которые создадут ту самую жемчужину! 
  • Значит "крутить педали" надо за двоих? Не совсем так, потому что можно долго крутить педали за двоих делая ненужные круги на своем пути, а можно сразу свернуть в нужном месте, да так что произойдет телепортация в точку, до которой планировалось крутить эти самые "педали" не менее чем полгода ;-). Здесь и нужно Ваше умение поворачивать.

Теперь как поворачивать. Ну раз заявлено, что Вы знаете маршрут, значит Вам и предстоит делать эти маневры. Архитектор, как никто другой, должен четко чувствовать грань между фантазией, реальностью, бюджетом, вкусом, стилем, т.е. соотношением затраченных сил и средств в сочетании с качеством конечного результата. В этом и есть его профессионализм. Нужно вовремя распознать и предотвратить ошибки. Нельзя соглашаться с решениями заказчика, которые невозможно реализовать в рамках предложенного бюджета, времени и этапа.

Заказчик может придумать невероятные и удивительные идеи, которые могут своей оригинальностью даже затмить фантазию своего напарника! Ведь для него и для вас ничего невозможно в архитектуре и дизайне нет. Но вспомним одну историю из популярного сборника "Физики шутят". 

Mobirise

Великий британский физик Эрнест Резерфорд (1871-1931) в свое время почти в шутку предложил три стадии понимания идеи:

Сперва говорят, что: "Это – абсурдно!" 
Затем, – "В этом что-то есть." 
И наконец, – "А почему бы и нет?!"

Пропуская все идеи через такой "фильтр" наш творческий тандем и находит свои уникальные решения. Потом накладывается две кальки из времени и бюджета, делается скорректированный план и "педали" начинают крутиться дальше. 

5.Останавливаемся...

Да, это необходимо делать. Архитектор должен хоть на какое-то время переключаться и отдыхать. Но и ему Не стоит забывать, что заказчик, кроме творческого тандема, которому архитектор готов посвятить всё свое время, имеет и другие дела. И если заказчик перестанет заниматься ими, то может произойти буквально финансовая катастрофа проекта "планетарного" масштаба. 

Солнце "перестанет вставать по утрам", а путь в полной темноте практически не возможен! 

Что делать, когда такая остановка произошла, и Ваш "напарник" занялся своими привычными делами? Конечно же продолжать движение. Мы помним о том, что на тандеме можно прекрасно передвигаться и одному. Надо только не забывать отправлять "фотки" и получать "лайки". И делать это надо не через социальные сети или мессенджеры, а исключительно по электронной почте с сопроводительным текстом и своими замечаниями и идеями.

Как ещё использовать это время, особенно если Вы уже заметно устали? Да очень просто! Пригласите в свой творческий тандем "напарника-дублера" способного "крутить педали" вместе с вами. Это может быть Ваш коллега, или смежник. И самое интересное, что эти участники могут тоже быть сотворцами. И опять надо показать им, что их мнение важно, что они могут и должны придумывать, предлагать, направлять и Вы снова сможете применить "фильтр Резерфорда". Это только обогатит проект, а в момент, когда вернется Ваш главный напарник, Вы продолжите начатый путь вместе, заранее выбрав самые красивые места.

6. А где же нас поджидают опасности?..

А они поджидают нас в самых необычных и непредсказуемых местах:

  • Заказчик потерял интерес к самому процессу или условия его привычных дел потребовали, чтобы Вы быстрее доехали до финиша и больше он не сможет "подсесть" к Вам. Тогда придется добираться до цели самим. Но ниточка "фотки" и "лайки" ещё крепко Вас связывает и есть большая вероятность, что тандем заработает снова. А творческая поддержка из коллег и смежников помогут завершить дело в срок.
  • Заказчик вернулся, и узнав о новом интересном повороте в проекте желает сам "сесть за руль". Это, с одной стороны, очень здорово, но с другой стороны и опасно! Если он не умеет "рулить", то в очередном повороте запросто можно улететь в кювет. Не пустить напарника вперед можно, но тогда конец творческому тандему наступит ещё быстрее! Что у Вас остается? Остаются тормоза и педали. Там где Вы видите, что "скорость" слишком велика и "кювет" уже неминуем - тормозите заранее, аргументировано объяснив свою позицию. Но если Вы видите, что направление верное и более того, оно ещё сокращает Ваш путь к заветной цели - поднажмите! Может оказаться и так, что "педали" и вовсе не надо будет крутить! На пути появится длинная горка и сложив ножки иксиком или широко растопырив их в стороны ;-) можно порадоваться окружающему пейзажу и даже не смотреть на дорогу. Но это небезопасно! Мы же помним у кого больше "набитых шишек" и "законченных путешествий", поэтому смотреть просто необходимо и всё-таки не забывать о "тормозах".
Mobirise
  • А вот и нежданчики! Вы так увлеклись отдав управление своему напарнику, что он уже успел перестроить Ваш тандем и теперь он похож на растянутую гармошку, а вместе с вами вдруг стали крутить или вовсе не крутить педали совсем незнакомые Вам люди. Это дети, близкие родственники и друзья, помощники, коллеги и просто незнакомые критики и даже конкуренты, которые теперь едут вместе с Вами и Вы чувствуете, что столько Вы вытянуть своими двумя уже не сможете если срочно что-то не изменить. Выходов из ситуации два. Первый выход очевидный - вернуться к истокам и вспомнить правила. Второй выход, более печальный - Вам надо сойти, а веселый творческий тандем заказчика умчится от Вас в неизвестном направлении. 
Mobirise

Но все ли так печально? Конечно нет! Можно остаться на прежнем месте, и изрядно покружив и заблудившись Ваш напарник решит вернуться к прежнему маршруту и восстановит творческий тандем. Но не будем сразу настраиваться на неудачу, и не будем забывать о том, что творческий тандем - это всегда дорога с двухсторонним движением.

Давайте вспомним примеры творческих тандемов, которые оставили уникальное архитектурное наследие.


Семья Кауфманов и архитектор Фрэнк Ллойд Райт, и их "дом над водопадом"
(1936-1939, Медвежий ручей, Пенсильвания, США) 

Mobirise

Нефтепромышленник Рудольф фон Штенгель и скульптор Леонид Шервуд и их "Ласточкино гнездо"
(1912, Аврорина Скала, Крым)

Mobirise

Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский,
придворный архитектор Эдуард фон Ридель и Мюнхенский мастер Кристиан Янк
и их волшебный замок Нойшванштайн
(1869—1886, Фюссен в Баварии, Германия)

Mobirise

Можно перечислять их и дальше, - примеры будут возможно и ярче и не менее монументальными, но в истории процесса их создания лежит особая материя - это сотворчество заказчика и архитектора.

Нам осталось лишь перечислить условия, при которых творческого тандема не будет создано никогда. 

  1. Нечестность и обман. Архитектор получающий проценты от других контракторов не сможет добиться доверия заказчика, а заказчик вовремя не выполнивший условия оплаты контракта без веских причин, не сможет рассчитывать на полную творческую отдачу архитектора. 
  2. Неуважение, непрофессионализм и хамство, подхалимство и желание присвоить себе чужие достижения и вещи - эти явления никогда не были спутниками творческого тандема. А также сюда входит и несправедливое и нечестное заимствование творческих идей без их должной оплаты.
  3. Острый дефицит времени.
  4. Психологическая несовместимость или гордыня и статус "напарников".
  5. Формальное отношение и безразличие к конечному результату.

А на шутливых картинках выше Вы можете и сами порассуждать над тем как иногда может измениться "творческий тандем", если попробовать его разглядеть в этих необычных велосипедных конструкциях. ;-) 

Во всех остальных случаях творческий тандем заказчика и архитектора или дизайнера очень даже возможен!

Я счастлив тем, что в моей практике удачный творческий тандем состоялся! И его я уже никогда не променяю на "одноместный" вариант. Чего и желаю всем тем, кто потратил свое время на чтение этой статьи.

"...А почему бы и нет?!" 

Архитектор Лев Нодельман

Поделиться!


Контакты: Москва, Россия
Email: levnodelman@gmail.com, Skype: leonodelman, т. +7 (916) 758-2948
© Copyright 2017 Nodelman.ru - All Rights Reserved